Сферический конь в вакууме (serge_g239) wrote,
Сферический конь в вакууме
serge_g239

Экспедиция в Пергумузь

В Вологодской области, на стыке трёх ее районов (Бабаевского, Кадуйского и Белозерского) находится обширная малонаселенная территория. На карте можно найти несколько деревень с довольно необычными названиями: Пергумузь, Сятрумзь, Музгумзь. Рядом с дер. Пергумузь имеется дер. Пожара и крестик, обозначающий церковь. Поиск сведений о ней на просторах Сети не дал никаких результатов, поэтому уже давно у меня возникло естественное желание посетить это место. Сначала я думал сходить туда на лыжах зимой, а потом, разглядывая космоснимки, пришел к выводу, что можно съездить и на велосипеде, даже не радиально, а в рамках линейного маршрута через Пергумузь. В минувшие выходные мы с leonidandreev реализовали этот план.

Маршрут: Кадуй — Зеленый Берег — Великое — Марыгино — Споирево — Ивановское — Георгиевское — Драницыно — Иштомар — Ивановская — Пожара — Пергумузь — Дальняя Слобода — Костино — Нов. Лукино — Борисово-Судское — Бабаево (2 дня, 212 км) (схема маршрута) (трек)

Стартовали мы в 6 утра из Кадуя. В сумерках проехали Филиппо-Ирапскую пустынь в дер. Зеленый Берег. Доехали до дер. Марыгино (асфальт, потом грейдер). Из Марыгино на карте есть несколько вариантов возможного пути дальше; мы выбрали самую западную дорогу через Споирево (деревни на местности мы не заметили) и Ивановское.

Церковь в Ивановском

В Ивановском снова выехали на грейдер, по которому доехали до дер. Ивановская (примерно 16 км). Оттуда поворот по пунктиру на запад к р. Мига. Мост через Мигу разрушен. Сначала надо преодолеть протоку шириной примерно два метра и глубиной полметра, а потом перебраться по остаткам моста через основное русло:

От Миги движемся на запад по тропе. Раньше здесь была отсыпанная дорога, по ее сторонам — две широкие канавы. Кое-где можно ехать даже в темноте с фарой. Потом начинается подтопленный бобрами участок. Выходим в хороший сухой лес и встаем на ночевку в паре километров от церкви.

На следующее утро продолжаем движение по тропе. Выходим к церкви, она стоит в очень красивом месте и неплохо сохранилась.

Далее выходим на дорогу Ходинская — Пожара — Пергумузь: она в отличном состоянии: можно ехать.

В дер. Пожара

В Пергумузи в жилом состоянии поддерживается один дом.

Пергумузь

От Пергумузи начинается дорога на северо-запад через ур. Дальняя Слобода. Эта дорога отсутствует на всех картах, но отлично видна на космоснимках. Дорога была бы не плоха, но в прошлые выходные (это нам рассказали охотники) по ней поездили на тракторе и изрядно ее убили. Тем не менее, дорога преимущественно едется. После моста через Шогду выезжаем в дер. Костино и начинается асфальт. К полуночи доехали до Бабаево, несмотря на то, что пришлось принести в жертву местным богам покрышку.

Кстати, в 2007 году мы уже ездили маршрутом Кадуй — Бабаево, но совсем по-другому.