Сферический конь в вакууме (serge_g239) wrote,
Сферический конь в вакууме
serge_g239

Ямал-2009 (день 13)...

.. и самый главный. С утра идеальная погода. Предыдущие дни были солнечными, но постоянно дул сильный северный ветер. Сейчас — ни ветринки.

Найдите на панораме оленя и нашу палатку



Быстро собираемся и уходим вниз по реке, оставшиеся 10 км проходим часа за полтора. Выход в море происходит очень постепенно.

Это уже широкая, но еще река


А вот это уже море


Довольно скоро после выхода в море выяснилось его главное отличие от реки. Именно, река есть водоем ненулевой глубины! В отличие от моря. Отмели очень быстро преградили нам дорогу, к тому же визуально было замечено, что начался отлив. Отмели росли на глазах. Поэтому было принято решение эвакуироваться на более-менее нормальный берег и ждать прилива.


Что же представляет из себя приморская низменность? Если взглянуть на космоснимок (например, вот здесь), то хорошо заметно выраженное отличие низменности в районе устья Байдараты от окружающей тундры. Выглядит она примерно вот так:




Твердая земля и бесчисленное количество микроскопических соленых озер. Причем более соленых, чем само море (не слишком соленое), поскольку озера заполняются морской водой водой лишь во время шторма, а потом выпариваются.

На космоснимке хорошо видно также, что примерно в 25 км к СВ от устья Байдараты, в районе мыса Рок, низменность заканчивается, превращаясь в обычную тундру. Поскольку программа-максимум нашего путешествия подразумевала уход вверх по Хэ-Яхе (а не по Йоркуте), то планы на день были вполне себе наполеоновскими — дойти до мыса Рок, чтобы не стоять в опасной низменной зоне.

Ожидая прилива мы наблюдали миражи на морском горизонте. Вот этот вот, например, мы приняли за мыс Рок.


Как потом оказалось, мираж был вызван обычным тундровым берегом, таким же, как тот, где мы находились, причем располагался сей берег раз в десять ближе мыса Рок. Также на горизонте в мареве виднелось переменное число "вышек", которые почему-то медленно перемещались в пространстве (то были олени на отмелях, как было установлено позже). В небе косяками на запад шли вертолеты к трубе, хорошо известной некоторым френдам.

Примерно в 2 часа дня вода начала прибывать и мы тронулись в путь.

Да-да, примерно вот так, по-другому не получалось! С началом прилива воды стало больше, но все равно недостаточно для движения в северо-восточном направлении. Недостаточно даже для Щуки, осадка которой, наверное минимальна среди всех возможных судов. Если взглянуть на наш трек, то становится понятно, что разумной тактикой было бы отойти в сторону открытого моря на север еще на пару километров, а уже потом начинать движение на северо-восток. Погода позволяла, но поскольку космоснимка с собой у нас не было (а по генштабу это совсем не очевидно), то было не вполне ясно насколько надо еще отойти, чтобы стало возможно движение на лодках. Собственно там, где мы шли, уже вообще не было видно берегов (они были недалеко — 2-2.5 км, но берега — очень низкие).

На правом фото вовсе не берег, а мель, до которой метров 200


Таким образом, мы были окружены бескрайнем морем глубиной по щиколотку. Приятное песчаное дно, водичка градусов 25: Карское море локально напоминало отмели Финского залива где-нибудь в Сестрорецке, только посолонее.

Скорость такого движения конечно же была весьма невелика. К вечеру удалось достичь лишь устья маленькой речки между Ензор-Яхой и Йоркутой-Яхой.

Сначала хотели остановиться там, но разобравшись с картой поняли, что в случае чего по этой реке не уйти вверх за пределы низменности. Поэтому выдвинулись в сторону устья Йоркуты, которого достигли очень быстро, так как вдоль берега там идет один из основных стоков Йоркуты и глубина позволяет плыть в лодке.



В устье Йоркуты поставили лагерь. Вопрос о том, что делать дальше, отложили до утра.



Полюбовались чудесным морским закатом.


Когда солнце уже зашло, из под горизонта поперла какая-то кака непонятной природы.


Мы же отправились на покой.

И в заключение, по заявкам читателей, несколько слов о безопасном (в рамках возможного) пересечении Губы. Конечно, в первую очередь, очень важно не залезть в жопу по собственной инициативе. Погода, при которой можно думать о выходе в Губу должна быть, по крайней мере, стабильной. Не лишним будет наблюдение за барометром. Саму Губу надо пересекать максимально быстро. Если погода позволяет, то стоит пересечь отмели удалившись от берега километров на 5. Это даст выигрыш в скорости движения на порядок. Большим подспорьем будет предварительное знание расписания приливов-отливов: выходить в море надо в прилив! На Йоркуте приливы-отливы читаются по отмелям на реке километров на 15 вверх от устья. На Байдарате мы не наблюдали этого эффекта. Может быть потому, что были невнимательны, и не знали еще насколько это важно, а может быть потому, что расход воды в Байдарате на порядок больше, чем в Йоркуте. И конечно нужно помнить о том, что выйти из опасного района можно лишь одним способом — на лодках вверх по одной из рек. Все попытки отступления по суше, имхо, обречены на неудачу.

Tags: 2009, bike-water, water, Ямал-2009, Ямало-Ненецкий АО, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments