Привет с того света!

(временная вывеска)

Осетия-2011: дни 6-8 (Кариухох)

9.01. пер. Какадурский (н/к) — с. Дзуарикау — Верх. Фиагдон — с. Цмити — с. Кадаю — южный склон массива Кариухох
Встали в 4:45, вышли в 7:50. Облачность сверху и снизу, небольшой снег.

Траверсируем склон Тбаухоха, чуть набирая высоту.

Потом резко сбрасываем высоту и спускаемся на Какадурский пер. Оттуда два пути: один по автодороге Р-299, другой — через с. Дзуарикау. Идем вторым вариантом. Дорога траверсирует склон медленно сбрасывая высоту.

После Дзуарикау...
переходим через реку на левый борт долины и по дороге поднимаемся на противоположный борт ущелья. На повороте дороги в долину Фиагдона пара дозорных башен на скале — очень красивый вид.

Спускаемся по дороге к В. Фиагдону. Осматриваем памятники вождям.

Проходим поселок,..
в третьей слева пятиэтажке в дальнем торце (рядом с погранзаставой) "пироги на вынос". Заказываем три фыджина — пирога с мясом (по 190 р.). Через полчаса пироги готовы: едим их во дворе— очень вкусно. Пока ждали пироги, подходили пограничники и интересовались откуда мы и куда. После обеда (в 13:15) уходим. Переходим Фиагдон по мосту и сразу начинаем набирать высоту к с.Цмити. Село очень живописно — много дозорных башен, склепы.

Обходим Цмити слева и продолжаем набирать высоту к с. Кадаю. Перед Кадаю входим в плотную облачность, в густом тумане замечаем пару дозорных башен справа. Забираем левее, траверсируем склоны Кариухоха. Пересекаем несколько кулуаров по тропам, потом снова начинаем набирать высоту по дороге. В 17:10 ставим лагерь у родника в вершине очередного кулуара. Вечером облако, температура -9. Пройдено 22.1 км, набор высоты за день 932 м, высота 1883.

10.01. Попытка восх. на в. Кариухох гл. (до 3039)

Подъем в 4:45. С утра облако, -13. К 6 утра облака прибило вниз, отличная видимость, Тбаухох торчит из облаков.

Выходим в 7:50.
Поднимаемся от лагеря вверх по склону,..

выходим на дорогу траверсирующую склон на восток, по ней до кулуара,..
ведущего сквозь первый пояс скал под в. Дашсар. Кулуар подходит под скалы и разветвляется на три, все три кажутся проходимыми. Идем самым левым по ходу кулуаром (30 гр травянисто-осыпной). При входе в кулуар справа по ходу крутой травянистый склон до 35 градусов,..
слева по ходу можно обойти более полого. Далее удобнее держаться левого (орогр.) борта кулуара. Наверху кулуар раздваивается: идем налево. Выходим...
в чашеобразную висячую долину между в. Дашсар и поясом скал под в. Кариухох.

Вид на стену Кариухоха (зеленым маркирован наш дальнейший путь наверх, белым — правильный, как мы теперь считаем, путь)

Смотрим описание в книге Левковского.

Кажется опознаем камин под в. Кариухох Гл., скалу под восточной вершиной. Поднимаемся по травянистому склону крутизной в 30 градусов в небольшую висячую долинку где, в соответствие с рисунком в книге Левковского, должен находиться скальный тур перед выходом на ЮВ гребень главной вершины (не можем идентифицировать его). Оттуда несколько возможных путей.

Попытки дальнейшего движения наверх. Здесь и далее желтым пунктиром обозначена характерная скала
Один — скально-осыпной кулуар налево (маркирован светло-зеленым). Пробуем: путь перегораживают скалы (на следующий день издалека мы убедились в том, что этот путь выводит на крутые скалы). Пробуем скалный кулуар направо (путь маркирован красным). Лезем наверх, пока путь не перегораживает скальная пробка (камень диаметом в метр) в кулуаре. В кулуаре встречаем 2 тура, один из которых чуть выше пробки. Попытка облезть пробку успехом не увенчалась - без страховки стрёмно. Кажется,что если облезть пробку, то до выхода на гребень рукой подать, однако уверенности нет. Пробуем правее (синий маркир) — пролезть также не удается. Потеряли на поиски пути много времени, поэтому принимаем решение возвращаться назад.

На обратном пути снова смотрим описания, убеждаемся в том, что в отчете Голубева (2010) путь по скальному кулуару с турами также интерпретируется, как маршрут, описанный в книге Левковского (см. фото).
Возвращаясь, долго движемся траверсом на верхней границе облачности - ощущения как в самолете.

Спускаемся в лагерь к 18:00 уже в темноте. Вечером заказываем трансфер из Зинцара на 17:30 12.01 Решаем на следующий день попробовать восхождение на Восточную вершину по описанию Голубева.
Пройдено 13.9 км, набор высоты за день 1400 м.

11.01 Восх. на одну из вершин массива Кариухох (3320)

Подъем в 4:45. Выход в 7:45. На восхождение идут все, кроме Лёни. Снизу чисто, имеется верхняя облачность особенно со стороны ГКХ. Идем прежним путем. Снова выбираем левый по ходу из трех кулуаров, из которого выходим на этот раз направо. Выходим в долину Дашсар в 10:30.

Южная стена Кариухоха (лиловым промаркирован путь наверх на второй попытке восхождения). Зеленый пунктир — перегиб за которым расположена небольшая висячая долина, из которой мы искали путь к в. Кариухох Гл. днём раньше.

Руководствуясь описанием Голубева, поднимаемся по травянистому склону правее всех видимых скальных бастионов Кариухоха.

В 11:45 выходим нам ЮВ гребень Восточной вершины.
Открывается вид на Тбаухох. Напротив нас, чуть левее Тбаухоха видна вершинка 2885.7, отделенная от нас глубоким кулуаром. От вершины в сторону вершин Кариухоха уходит еще один гребень. Начинаем траверсировать наш гребень, понемногу набирая высоту, обходя справа скальные жандармы по заснеженному северному склону (снега 15-20 см, склон потенциально может быть лавиноопасен). Тем самым мы совершили ошибку, в результате которой не взошли Восточную вершину.

Наши перемещения по склонам Кариухоха. Вид с Тбаухоха. Лиловым пунктиром промаркирован правильный путь на Восточную вершину, которым, как мы считаем, прошла группа Голубева.

Кроме естественного цейтнота и собственной глупости к ошибке нас подтолкнул ряд неточностей (как мы считаем) в отчете Голубева. Цитирую: "Скоро открывается красивая вершинная башня. Движемся к ней, обходя на сузившемся гребне большие красивые жандармы слева по ходу (Фото 030)". Что значит "обходя жандармы слева по ходу"? Мы проинтерпретировали эту фразу так, что жандармы расположены слева по ходу, как и кажется, глядя на фото Фото 030. Однако смысл фразы прямо противоположный, т.к. на фото 030 — вид назад по ходу движения, что становится очевидным из-за того, что заснеженные горы справа на фото 030 — отроги ГКХ (те же, что и на нашем фото). В добавок в схеме движения по склонам Кариухоха последний участок перед выходом на вершину изображен также, как нам кажется, неверно. На схеме финальный подъем на вершинную башню Кариухоха Восточного начинается чуть ли не с седла между Восточной вершиной и вершиной 3320 (куда мы в итоге взошли). Прохода там нет — это хорошо видно с в. 3320.

Склон становится все круче, появляются скальные участки. Восточной вершины в том виде, как она сфотографирована в отчете Голубева, тем не менее не видно. Пытаемся переосмыслить описание Голубева. Видим два возможных пути вперед. В любом случае надо спуститься в кулуар справа от нас по ходу. Далее можно подняться вверх по кулуару по травянистому склону, присыпанному снегом (вариант 1), либо подняться на параллельный нашему гребню гребень на той стороне кулуара (выриант 2). Выбираем второй вариант, т.к. думаем теперь, что гребень, который траверсировала группа Голубева - это гребень напротив нас на той стороне кулуара. Возвращаемся чуть назад, спускаемся в кулуар и начинаем вылезать на параллельный гребень. Склон травянисто-осыпной 30 градусов. Вылезаем на гребень, на последнем участке обойдя слева характерную треугольную скалу. Слева от нас скальный бастион рассеченный вертикальной трещиной. Пытаемся пройти по гребню налево в сторону вершины, обходя этот бастион справа. Выходим на обрыв. Возвращаемся назад.
Обходим бастион слева по осыпному склону,..
вылезая наверх. Оказываемся на одной из вершин массива Кариухох. Напротив нас (если смотреть через седло в истоке кулуара, который мы пересекли) видим, по-видимому, Восточную вершину, а далее к западу — Главную вершину с тригой.

Высота - 3320. Фотографируемся,..

складываем тур и кладем в него записку. На вершине довольно холодно.

Скалистый хребет, вид на запад

В 15:15 начинаем спуск.

Спускаемся в кулуар по пути подъема, далее траверсируем заснеженный склон напротив до выхода на путь подъема.

Вид на ЮВ гребень с гребня, ведущего к в. 3320

В 17:30 спускаемся к выходу из кулуара, ведущего из долины Дашсар вниз, далее путь к палатке по приборам. За день пройдено 16.7 км, набор высоты 1630 м.

Заключение. С нашей точки зрения восхождение на Кариухох лучше проводить из базового лагеря в висячей долине между вершиной Дашсар и массивом Кариухох. Путь на вершину не вполне тривиален. При нашем же пути восхождения с высоты 1883 любая потеря времени, связанная с ориентированием, чревата перспективой не вписаться в световой день и/или не взойти на вершину. Что касается маршрута на Кариухох Главный, мы склонны считать, что искомый кулуар, описанный в книге Левковского, был идентифицирован нами неверно и вход в него из долины Дашсар находится западнее.

• 1
(Deleted comment)
serge_g239 October 27th, 2011
ответил в личку

avsmal October 27th, 2011
Круто! Спасибо за отчёт. Жутко хочется забраться на Куриухох Главный =)

Да, кстати, и схемы отличные!

serge_g239 October 28th, 2011
Пока в схемах нашел одну ошибку :)

Подождем, потом исправим.

Мне тоже хочется.

serge_g239 October 31st, 2011
Я нашел в GE точку откуда вид на Кариухох в точности как картинка у Левковского (восточное плечо Дашсар). Тогда получается следующий кулуар к западу - там, где снежник подходит под скалы.

Выложу схему через некоторое время.

Edited at 2011-10-31 06:48 pm (UTC)

elgreco239 October 27th, 2011
Даа! Особенно некоторые фотографии с облаками внизу впечатляют.
А в этой есть что-то сюрреалистическое.
И еще очень кустистое дерево заснеженное понравилось.

Я бы прочитала "обходя слева жандармы по ходу" в том смысле, что я иду вперед, потом обхожу их слева, при этом они остаются справа от меня. Это имелось в виду?

serge_g239 October 28th, 2011
Да, смысл в том, что жандармы остаются справа.

serge_g239 November 18th, 2011
ИМХО фраза "обходя ... красивые жандармы слева по ходу" абсолютно некорректна и двусмысленна. Слова "обходя" и "по ходу" дублируют друг друга.

Корректные фразы:

"... обходя слева красивые жандармы"
"... оставляя справа по ходу красивые жандармы"

Разве нет?

elgreco239 November 18th, 2011
Фраза не слишком удачная, прямо скажем. Твой русский язык куда лучше :)
Они "по ходу" написали, чтоб было понятно, к чему лицом стоишь, когда начинаешь разбираться, где лево. Чтоб не было как когда я тебе звонила один раз с остановки :) Но получилось у них примерно как у меня :)

edwardahirsch November 18th, 2011
У меня уже была ироническая гипотеза, что они написали неологизм "по ходу" в смысле "кстати"...

elgreco239 November 18th, 2011
У меня и так с утра отличное настроение, а теперь вообще сижу и сдавленно фыркаю

serge_g239 November 18th, 2011
Они "по ходу" написали потому, что по умолчанию левый/правый указывается в орографическом смысле. А если нет - то, как правило, надо уточнять, что "по ходу". Другое дело, что обходить что-то слева по ходу занятие сомнительное.

Edited at 2011-11-18 11:04 am (UTC)

elgreco239 November 18th, 2011
Слышь, я еще могу понять как обходить слева по ходу, а вот таких слов я не знаю, как ты. Поискала в словаре, написано
Орографический - имеющий отношение к орографии
Орография (от греч. óros — гора) — раздел геоморфологии, занимающийся описанием и классификацией форм рельефа по их внешним признакам вне зависимости от происхождения.

И что же такое левый в орографическом смысле? Западный, что ли?

А вот это зря :)

Сверху / вниз.

Левый/правый берега реки - по течению. Левый/правый берег кулуара - с верху.
И т.д.

Всё что можно в отчетах принято писать в орографическом смысле. А если имеется в виду "по ходу" то явно конкретизировать.

elgreco239 November 18th, 2011
Возможно, ты меня спас от тяжелых заблуждений во всех смыслах. А на плато что?

serge_g239 November 18th, 2011
А на плато - ничего. Надо уточнять, что ты имеешь в виду.

да по затупляли класически!!!

vvy October 28th, 2011
на последних днях а так места конечно бомба!

Re: да по затупляли класически!!!

serge_g239 October 29th, 2011
да все из-за того, что стояли слишком низко. и много читали описания и мало думали своей головой.

Edited at 2011-10-29 09:05 pm (UTC)

serezhakuznec November 2nd, 2011
Дико красиво.

owl_rus February 24th, 2014
Спасибо за великолепные фотографии.
Ностальгия. Когда сам бывал в Даргавсе, цветные фото были в диковинку.

mg5642 January 28th, 2015
Добрый день!
Сорри, что запутал с жандрмами :)
Привычка при определении лево-право учитывать/не учитывать орографический смысл. В долинах актуально - пишешь по левому берегу, и уточняешь - по ходу (движения) или орографически (обычно в начале отчета пишется - если не указано иное, все лево-право орографические). Ну а на гребне надо было как-то иначе наверно описывать...

Кариухох,кулуар.

Валентина Беловолова September 1st, 2016
Здравствуйте. Основываясь на вашем отчете и отчете Голубева, этим летом мы поднялись на Кариухох. Путь к верному кулуару маркирован белым.На вашем фото с видом на стену Кариухоха.