Привет с того света!

(временная вывеска)


Previous Entry Share Next Entry

Ямал-2009 (день 13)...

.. и самый главный. С утра идеальная погода. Предыдущие дни были солнечными, но постоянно дул сильный северный ветер. Сейчас — ни ветринки.

Найдите на панораме оленя и нашу палатку



Быстро собираемся и уходим вниз по реке, оставшиеся 10 км проходим часа за полтора. Выход в море происходит очень постепенно.

Это уже широкая, но еще река


А вот это уже море


Довольно скоро после выхода в море выяснилось его главное отличие от реки. Именно, река есть водоем ненулевой глубины! В отличие от моря. Отмели очень быстро преградили нам дорогу, к тому же визуально было замечено, что начался отлив. Отмели росли на глазах. Поэтому было принято решение эвакуироваться на более-менее нормальный берег и ждать прилива.


Что же представляет из себя приморская низменность? Если взглянуть на космоснимок (например, вот здесь), то хорошо заметно выраженное отличие низменности в районе устья Байдараты от окружающей тундры. Выглядит она примерно вот так:




Твердая земля и бесчисленное количество микроскопических соленых озер. Причем более соленых, чем само море (не слишком соленое), поскольку озера заполняются морской водой водой лишь во время шторма, а потом выпариваются.

На космоснимке хорошо видно также, что примерно в 25 км к СВ от устья Байдараты, в районе мыса Рок, низменность заканчивается, превращаясь в обычную тундру. Поскольку программа-максимум нашего путешествия подразумевала уход вверх по Хэ-Яхе (а не по Йоркуте), то планы на день были вполне себе наполеоновскими — дойти до мыса Рок, чтобы не стоять в опасной низменной зоне.

Ожидая прилива мы наблюдали миражи на морском горизонте. Вот этот вот, например, мы приняли за мыс Рок.


Как потом оказалось, мираж был вызван обычным тундровым берегом, таким же, как тот, где мы находились, причем располагался сей берег раз в десять ближе мыса Рок. Также на горизонте в мареве виднелось переменное число "вышек", которые почему-то медленно перемещались в пространстве (то были олени на отмелях, как было установлено позже). В небе косяками на запад шли вертолеты к трубе, хорошо известной некоторым френдам.

Примерно в 2 часа дня вода начала прибывать и мы тронулись в путь.

Да-да, примерно вот так, по-другому не получалось! С началом прилива воды стало больше, но все равно недостаточно для движения в северо-восточном направлении. Недостаточно даже для Щуки, осадка которой, наверное минимальна среди всех возможных судов. Если взглянуть на наш трек, то становится понятно, что разумной тактикой было бы отойти в сторону открытого моря на север еще на пару километров, а уже потом начинать движение на северо-восток. Погода позволяла, но поскольку космоснимка с собой у нас не было (а по генштабу это совсем не очевидно), то было не вполне ясно насколько надо еще отойти, чтобы стало возможно движение на лодках. Собственно там, где мы шли, уже вообще не было видно берегов (они были недалеко — 2-2.5 км, но берега — очень низкие).

На правом фото вовсе не берег, а мель, до которой метров 200


Таким образом, мы были окружены бескрайнем морем глубиной по щиколотку. Приятное песчаное дно, водичка градусов 25: Карское море локально напоминало отмели Финского залива где-нибудь в Сестрорецке, только посолонее.

Скорость такого движения конечно же была весьма невелика. К вечеру удалось достичь лишь устья маленькой речки между Ензор-Яхой и Йоркутой-Яхой.

Сначала хотели остановиться там, но разобравшись с картой поняли, что в случае чего по этой реке не уйти вверх за пределы низменности. Поэтому выдвинулись в сторону устья Йоркуты, которого достигли очень быстро, так как вдоль берега там идет один из основных стоков Йоркуты и глубина позволяет плыть в лодке.



В устье Йоркуты поставили лагерь. Вопрос о том, что делать дальше, отложили до утра.



Полюбовались чудесным морским закатом.


Когда солнце уже зашло, из под горизонта поперла какая-то кака непонятной природы.


Мы же отправились на покой.

И в заключение, по заявкам читателей, несколько слов о безопасном (в рамках возможного) пересечении Губы. Конечно, в первую очередь, очень важно не залезть в жопу по собственной инициативе. Погода, при которой можно думать о выходе в Губу должна быть, по крайней мере, стабильной. Не лишним будет наблюдение за барометром. Саму Губу надо пересекать максимально быстро. Если погода позволяет, то стоит пересечь отмели удалившись от берега километров на 5. Это даст выигрыш в скорости движения на порядок. Большим подспорьем будет предварительное знание расписания приливов-отливов: выходить в море надо в прилив! На Йоркуте приливы-отливы читаются по отмелям на реке километров на 15 вверх от устья. На Байдарате мы не наблюдали этого эффекта. Может быть потому, что были невнимательны, и не знали еще насколько это важно, а может быть потому, что расход воды в Байдарате на порядок больше, чем в Йоркуте. И конечно нужно помнить о том, что выйти из опасного района можно лишь одним способом — на лодках вверх по одной из рек. Все попытки отступления по суше, имхо, обречены на неудачу.


  • 1
uchazdneg November 16th, 2009
Круто!
Глядя на картинки, посещает мысль о велотяге. В тех местах, где я был, отлив был достаточно плотным, в штиль даже под водой. Неоднократно жалел, что не взял с собой велосипед, именно для передвижения вдоль береговой кромки, а также по отдельным плотным возвышенностям-мусюрам. А пока не раскисла единственная дорога - еще и по ней.

serge_g239 November 16th, 2009
Для района устья Байдараты велосипед не есть разумное средство передвижения. Хотя бы потому, что придется пересекать огромное количество проток рек. Отмели вязкие. А вот дальше - очень может быть.

Я уже много лет хочу попробовать этот вариант (движение на велике по отмелям) на Белом море, но все как-то не выкроить время.

serge_g239 November 16th, 2009
А можно поподробнее про дорогу. Откуда и куда она идет, ведь имеется в виду не Бованенковская трасса, я так понял?

uchazdneg November 16th, 2009
Дорога (технологическая) будет вдоль всей Трубы. Сейчас есть всесезонная дорога от Воркуты через Сырьягу, Хальмер-Ю, мост через Кару и далее в сторону губы, до берега не доходит примерно 50 км, там поселок строителей. Дальше только вездеходка, никакая, сплошное месиво. Примерно в 3 км перед губой начинается наспех отсыпанный прибрежный участок, от коффердама и поселка трубостроителей до карьера на месте крупного булгуняха (примерно здесь со временем построят компрессорную станцию), с ответвлением примерно 1 км от поселка на СЗ параллельно берегу (там планировалась вертолетка и ГСМ, но не сложилось. К порту на о.Левдиев Уралы ходят прямо по пляжу (5-6 км), через протоки строят временные мосты, которые регулярно размывают. Это все по состоянию на начало октября. С наступлением зимы собирались активно навалиться на дорогу и сомкнуть недостающие 47 км в сторону Воркуты, а также построить нормальный объезд к порту.

serge_g239 November 16th, 2009
Спасибо! Очень ценная информация.

Михаил (buma)

(Anonymous) December 7th, 2009
эту дорогу мы видали нонче с Константинова камня...
городок строителей прямо напротив горы...
а что она проходима для велосипеда - участок Воркута-Нярмаяха?

Re: Михаил (buma)

uchazdneg December 7th, 2009
Ну а почему нет?
Велосипед - самое проходимое (проносимое) транспортное средство
Непроходимы для велосипеда участки разъезженых вездеходами тундровых болот - а по дренированым террасам, термокарстовым участкам, мылькам и мусюрам проехать можно почти везде. Тем более если есть отсыпанная дорога.

Конечно, в сырую погоду могут быть протяженные раскисшие участки - но это как везде.

Но самое непроходимое в тундре, даже без велосипеда - это не болота, а разнообразный мудодёр - ерник, тальник. Вне конкуренции среди мудодеров, однако, кедровый стланик.

Я ездил по дорогам, ведущим от Воркуты на восток - вдоль долины Нияю и вокруг Енганапэ, Нияхоя и Манитанырда. Они вполне проходимы, местами проезжи, а наиболее сложное - переправы.

Re: Михаил (buma)

serge_g239 December 9th, 2009
Гы - это ж вот отсюда человек http://pics.livejournal.com/serge_g239/pic/001a0ftk :)

Re: Михаил (buma)

serge_g239 December 9th, 2009
А на каком расстоянии-то она от горы? Хоть не прямо под ней???

elgreco239 November 16th, 2009
Как красиво! Очень понравились первая фотография (олень слева? палатка, думала, по центру чуть слева, но там вроде же залить может); последние 7 и еще море с бликами и через одну после нее.
Фотографии ходящих вас по воде аки посуху тоже впечатляют, особенно та, где не видно берегов (правда, весло немного портит общее впечатление) - там vvy?
И на морские цветы приятно посмотреть. Астры там, или еще что-то? Кстати, вот такая местность называется по-испански marisma, от слова mar (море), но она иногда бывает и болотистой, и там много кусаются. А по-нашему она как называется, я и не знаю.
Очень страшно было читать про тех водников. Хотя немного хотелось убить пишущего за красивости.

elgreco239 November 16th, 2009
...не видно берегов...
Хочу сказать, не видно мели

serge_g239 November 16th, 2009
палатка справа. Цветы, да, астры, они всегда по морским берегам тусуются.

> там vvy?
Ну а кто еще?

Edited at 2009-11-16 11:28 am (UTC)

evendym November 17th, 2009
Здорово!
И да, начинаешь понимать, насколько сложно ориентироваться в пространстве в устье подобной крупной реки без GPS и космоснимка. Повезло вам с погодой!
И неужто вода там была +25, ну хоть теплее 15и? За прошлые года, по ощущениям, вряд ли было больше 8, но это не в кутовой части губы, конечно.

serge_g239 November 17th, 2009
Да, с погодой фантастически повезло.

Мели я, конечно, перед походом на снимке рассматривал, но, честно говоря, рассчитывал что "Щука" с ее очень маленькой осадкой пройдет там. Но увы, не хватило каких то 5 см глубины.

Вода очень теплая. Так а с чего бы ей не быть такой, если глубина - несколько сантиметров, а солнечная погода стоит уже 2 недели с парой перерывов на полдня?

Edited at 2009-11-17 03:49 pm (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account